Изучение этих предметов является составной частью процесса, который ныне называют медиаобразованием. О важности освоения медиакомпетенций и ликвидации медиа безграмотности уже сказано достаточно много на всех уровнях, от работ основоположников научного обоснования актуальности медиаобразования, таких как Александр Федоров, Любовь Найдьонова, экспертов Академия Украинской прессы и до глобальных документов ЮНЕСКО и ООН. Считается, что полноценная осведомленность людей в сфере медиа необходима для успешного перехода цивилизации в новую информационную эпоху, с её преимуществами перед так называемой индустриальной эпохой. По мнению специалистов, потребуются выдающиеся усилия системы образования и всех граждан, чтобы в результате получить медиаграмотное общество, способное адекватно реагировать на все риски и вызовы. Важным навыком здесь признается умение эксплуатировать медиа не во вред себе и обществу.
Деятельность в структуре школьного медиахолдинга "Вестник Мечты - Новый Формат" осуществляется в конкурсном формате рейтинговых соревнований между его подразделениями - медиаобразовательными центрами, называемыми редколлегиями печатных и электронных СМИ Запорожского УВК №19.
Активности участников медиаобразовательного процесса оцениваются баллами, которые собираются в банках медиакомпетентностых достижений. По завершению каждого сезона функционирования конкурсной программы осуществляется инвентаризация банков (подсчет баллов), на основании чего выстраивается рейтинг успешности подразделений - ТОП-5 лучших редколлегий и ТОП-5 лучших руководителей.
Кроме того, по результатам конкурсной программы также выстраивается рейтинг лучших участников учащихся - ТОП-40. Места в списке ТОП-40 распределяются между всеми подразделениями с учетом сумм заработанных баллов. Так самые эффективные редколлегии получают 6 мест из 40, а те редколлегии, которые набрали меньше других баллов, получают по одному месту в списке.
Победители соревнования получают Сертификаты "ВМ-НФ", Дипломы и призы Академии Украинской прессы, сладкие призы от спонсоров и шефов школы-комплекса. Руководители медиаобразовательных центров (ТОП-5) награждаются Сертификатом дополнительного отпуска от директора Запорожского УВК №19 (от 3 до 5 дней к отпуску за ранее отработанное время).
Лучшие участники медиаобразовательного процесса делегируются для участия в городских и национальных мероприятиях медиаобразовательной направленности. Участники и победители городских и областных медиаконкурсов награждаются экскурсиями, грамотами, дипломами и призами Департаментов образования и науки Запорожского городского совета и Запорожской областной госадминистрации. Участники и победители медиаконкурсов Запорожского Национального университета и Классического приватного университета также награждаются Дипломами и призами.
Баллы в банки баллов медиаобразовательных достижений начисляются за все активности на портале школьной прессы, если медиатексты соответствуют ранее объявленным требованиям. Например, за публикацию новости автор может получить от 1000 до 8000 баллов. Здесь учитывается соблюдение журналистских стандартов, наличие эксклюзивных фотографий, иллюстрирующих событие. За видео- и радио-контент начисляется от 2000 до 30000 баллов. Какие критерии при этом учитываются, можно узнать из статьи >>>.
Значительно поощряется участие и особенно победы в городских, областных и национальных медиаконкурсах.
Отдельно оцениваются печатные издания Школьного медиахолдинга. Учитывается уровень прогресса по дизайну и содержанию газетных выпусков. Причем, экспертный совет работает трижды - оценивая осенние, зимние и весенние выпуски.
Также поощряются баллами консультационные инициативы подразделений, когда более опытные участники обучают, консультируют менее опытных. Например, когда редколлегия старшеклассников проводит мастер-класс или тренинг для начинающих редколлегий.
Участниками медиаобразовательного процесса Запорожского УВК №19 являются все учащиеся, их родители и все учителя.
Процесс формирования медиа-информационной грамотности охватывает всех учащихся, их родителей и педагогов Запорожского УВК №19. Уровень вовлеченности участников в медиаобразовательный процесс школы свидетельствует об эффективности достижения поставленных целей лишь в некоторой мере. Быть просто читателем, наблюдателем, аналитиком или координатором проектных инициатив на портале школьной прессы бывает полезнее, чем быть непосредственным создателем медиатекстов и творцом контента.
Хотя, при этом, справедливо считается, что именно авторы медиатектов, имея возможность проявлять своё медиатворчество, находятся в структуре оперативного ознакомления с существующими медиа-технологиями, а следовательно – овладевают навыками критического мышления и объективного оценивания тех или иных сообщений, с которыми они сталкиваются в информационном пространстве.
Поэтому мы настоятельно рекомендуем быть активными, а не пассивными участниками общешкольного проектного процесса.
В свою очередь, взрослые (учителя и родители), выполняя свои задачи в Школьном Медиахолдинге «ВМ-НФ», также вынуждены постоянно расти и заниматься самообразованием, участвовать в вебинарах ЗОИППО, изучать рекомендованную литературу, овладевать компетенциями по созданию медиатекстов, знакомиться с журналистскими стандартами, быть примером для воспитанников, предоставляя собственные материалы в выпуски газет классов и на портал школьной прессы.
Уровни участия в медиаобразовательном проекте «ВМ-НФ»
1 уровень - потребители контента (весь коллектив Запорожского УВК №19, родители учащихся, партнерские организации, дружественные учебные учреждения).
Потребители регулярно отслеживают новости, читают статьи, комментируют и оценивают материалы, участвуют в дискуссиях, распространяют ссылки в социальных медиа, поддерживают активных участников, учатся давать объективную оценку информации, обращают внимание на ход соревнований, знакомясь с наполнением банков баллов медиаобразовательных достижений.
2 уровень - создатели контента (редколлегии школьных медиа, медиаобразовательные центры).
Создатели контента пишут и публикуют новости и репортажи о значимых событиях классов и школы, публикуют актуальные статьи, создают и публикуют видео (социальные ролики, новостные репортажи, аудиовизуальные открытки, учебные фильмы), создают радио-программы, издают ежемесячную газету своего класса, участвуют в городских, областных и национальных медиаконкурсах, отслеживают банки баллов медиаобразовательных достижений, соревнуются за место в ТОП-5 лучших редколлегий Запорожского УВК №19, стремятся попасть в ТОП-40 лучших участников текущего сезона общешкольной конкурсной программы.
3 уровень – экспертное сообщество (руководители подразделений, медиапедагоги, внешние эксперты).
Эксперты проводят мастер-классы, консультации и тренинги, оценивают усилия медиаобразовательных центров школы, формулируют рекомендации по дальнейшему росту медиакомпетентностных достижений, рецензируют конкурсные медиатексты, корректируют образовательную программу, вносят оправданные изменения в календарный план мероприятий, организуют поощрительные мероприятия, находят ресурсы для награждения лучших участников.
Велику частину необхідних в проекті «ВМ-НФ» робіт можна здійснювати за допомогою Ваших телефонів. Наприклад, можна робити спецвипуски, знімати сюжети новин, записувати відеоінтерв'ю, використовуючи тільки один девайс - iPhone.
Для репортерів Шкільного Медіахолдингу «ВМ-НФ» дуже зручні такі програми як Filmic Pro (відмінне відео, додавання аудіо, контроль фокуса), ProCamera (робота з фотографією, настройки балансу білого, хороший фокус під час зйомки на ходу), Camera Awesome (фільтри для роботи із зображенням, кнопки поширення в соціальних мережах, безкоштовно), Hindenburg Field Recorder (зручний за своїм функціоналом диктофон, просте редагування), 1st Video - Video Editor - монтажна програма в мобільному девайсі, монтаж кількох відео і аудіо доріжок, запис закадрового тексту без використання інших мобільних додатків.
При цьому, якщо учасники "ВМ-НФ" хочуть постійно підвищувати рівень професійності своїх публікацій, вони будуть дбати про вдосконалення технічного забезпечення редакційного процесу.
Наприклад, щоб створювати якісну картинку відео, може знадобитися відповідна камера, грінскрін для фону, штатив, освітлювачі, хороша програма для редагування і монтування проектів.
Обов'язково потрібно буде зробити закладки на онлайнові ресурси, які допоможуть Вам перевести текст, знайти орфографічні та пунктуаційні помилки, перевірити стиль тексту, створити інфографіку чи обробити фотографію.
Все обладнання по етапах роботи кореспондентів можна класифікувати на дві групи. Перша група - обладнання, необхідне в ході збору інформації (виїзд на місце події), друга - обладнання, необхідне при підготовці і публікації журналістського матеріалу (робота в редакції або в домашніх умовах).